Художественные стили в ковке

Из века в век менялись стили в искусстве, и их смена не обошла стороной и художественную ковку. Сложным массивным формам приходила на смену легкость витых прутков, строгие линии сменялись изящными розетками и лихо закрученными спиралями. Времена меняются, однако ковка по-прежнему занимает важное место в городской и загородной архитектуре. Поэтому немаловажно разбираться в основных исторических стилях, чтобы подобрать дизайн будущего надежного ограждения, решеток на окна, ворот или изящной калитки.

class

Романский (1000-1300 гг)

roman2Для кованых изделий в романском стиле характерна монументальность, массивность, плотный и симметричный узор. При возведении романских построек большое внимание уделялось их оборонительной функции, поэтому кованые решетки, ворота и ограждения являли собой пример надежности и основательности. Решетки из вертикальных и наклонных прутьев обычно украшали симметричными элементами, заполняющими практически всю поверхность изделия. Часто встречался узор из ажурных завитков, выходящих из единого корня и разрастаясь в виде сложного периодичного узора с элегантными завитушками.

romanoОсобенности стиля:

  • массивность, монументальность
  • полукруглые арки
  • типичный элемент — волюта
  • плотный, симметричный, повторяющийся узор

Готический (1300-1500)

В отличие от романского стиля, в готических изделиях практически нет завитков, они пестрят устремленными вверх элементами: пиками, навершиями, стрелками и шипами. Для готических решеток характерна вертикальная основа, дополненная геометрически выверенными элементами с острым сечением. Особенностью этого периода в художественной ковке становится применение прутка со сложным профилем, при этом их пересечение оформляется или холодной клепкой или просечкой. Среди декоративных мотивов в готике встречаются прорезные трилистники, крестоцветы, розетки, лилии, листья аканта и другие элементы.

Готическая ковка в Вильнюсе, Литва.

Готическая ковка в Вильнюсе, Литва.

Особенности стиля:

  • общая устремленность вверх: узкие просветы, острые навершия, пики
  • стрельчатые арки
  • использование сложного профильного прутка
  • строгая геометричность ордера
  • типичные элементы — шипы, стрелки, трилистники, крестоцветы, розетки

Ренессанс (1500-1600)

Наступление эпохи Ренессанса вдохнуло в кузнечное дело новые идеи и веяния, на смену массивности и монументальности пришли легкие, ажурные мотивы с гармонической композицией. Такое новшество как круглый пруток позволило создавать ажурные спирали, разветвляющиеся узоры с цветами и листьями на концах. В местах пересечения прутков делались просечки, что привело к появлению характерных для ренессанса «восьмерок».

renesans

Основой для решеток и ограждений в стиле Ренессанс служили стандартные четырехгранные, а также круглые и плоские прутки. В качестве декора использовались спирали, плетенки, волюта, саблеобразные листья, штампованные и литые фигуры, цветы и бюсты.

Особенности стиля:

  • гармоническая ясность композиции
  • соразмерность частей
  • воскрешение греческих мотивов
  • типичные элементы — «восьмерки», спирали, волюты, плетенки
  • использование круглого прутка
  • включение в декор литых элементов — картушей, фигур, бюстов, вензелей

Барокко (1600-1700)

В отличие от традиционного ренессанса, в барокко не соблюдается стилистическая гармония, гораздо больше внимания уделяется вычурности и особому воздействию кованых изделий на зрителя. Как и в ренессансе, основными декоративными элементами остаются волюты, спирали, плетенки, однако вместо изящного сплетения в ажурный узор, они превращаются в буйство зарослей, объемных форм и замысловатых рисунков. Особое место в этом стиле занимают натуралистические мотивы в виде листьев аканта, цветов, побегов, пальметт, которые дополняются вазами, драконами, масками и другими элементами.

Ограждение Эрмитажа и перила у церкви иконы «Всех Скорбящих Радосте» в Петербурге

Ограждение Эрмитажа и перила у церкви иконы «Всех Скорбящих Радосте» в Петербурге

Особенности стиля:

  • пышность и декоративность
  • беспокойный ритм изогнутых линий
  • изящество, ажурность отделки
  • повышенная динамичность форм
  • изобилие деталей
  • характерные элементы — завиток, акантовый лист, спирали, замысловатые узоры

Рококо (1700-1750)

Как и в барокко, в рококо приветствуется полет фантазии, однако линии и рисунки кованых ворот, решеток и других изделий более легкие, элегантные и игривые. Кузнецы активно применяли тонкие прутья, изогнутые листья, ассиметричные букеты, произвольно расположенные гирлянды и фестоны. В эскизах часто встречаются завитки С- и S-образной формы, при этом движение побегов, изящных гирлянд и тонких изгибов не прекращается и не прерывается, создавая ощущение объема и легкости.

Решетки на окнах в Ротенбурге-на-Таубере, Германия

Решетки на окнах в Ротенбурге-на-Таубере, Германия

Особенности стиля:

  • декоративность
  • легкость, игривость форм
  • изящество ажурных рисунков
  • асимметричность и дробность орнамента
  • разрушение плоскостности решеток

Классицизм (1750-1850)

В середине 18 века на смену роскошному барокко приходит классицизм, который берет от предшественника декоративность и гибкость форм, однако на смену пышности и непредсказуемости приходит строгость линий и лаконичное исполнение. Особенности этого стиля – размеренность, графичность, наличие ломаных под прямым углом линий (меандры), орнаментальные розетки, вписанные в прямоугольники и окружности, а также особенная целостность с архитектурным ансамблем. Среди декоративных элементов встречаются цветы, венки, виноградная лоза, розетки, рельефы, копья и др. Кованые решетки на окна, ворота и ограды могут быть дополнены литыми элементами.

Фасад с элементами ковки и металла в Севилье, Испания

Фасад с элементами ковки и металла в Севилье, Испания

klassica2Особенности стиля:

  • простота и сдержанность
  • уравновешенная композиция
  • повторяющиеся симметричные рисунки
  • типичные узоры — меандры, виноградная лоза, цветы разных видов, плавно изогнутые листья, копья, венки, рельефы, розетки
  • акцент на скульптурность форм
  • как правило, строго выдержанная вертикальная архитектоника оград и решеток

Ампир (1800-1830)

Для создания кованых изделий в стиле ампир используются прямые и гладкие прутья, при помощи которых создаются геометрические орнаменты, чередующиеся с различными растительными элементами. Кованый ампир – это эллиптические парные волюты, скрученные на концах в улитку, цветочные фестоны, меандры, плавные линии и окружности. Рисунок чаще всего повторяется в каждом из поясов конструкции, могут встречаться римские орнаменты и маскароны. В стиле ампир удивительным образом сочетается простота, строгость, изящность и нарядность.

Ампирная ковка в Севилье, Испания

Ампирная ковка в Севилье, Испания

Особенности стиля:

  • строгость и простота форм в сочетании с нарядностью
  • типичные элементы — копьевидные завершения, аллегорические образы и римские орнаменты, венки славы, маскароны
  • характерно сочетание меандров с растительными мотивами
  • вытянутая форма волюты

Модерн (1890-1930)

Стиль модерн убирает из художественной ковки излишнюю четкость, лаконичность и строгость, привнося в нее причудливые очертания и сложные узоры. Легкая асимметричность, пластичность, сочетание оригинально изогнутых линий с экзотическими растительными мотивами (орхидеи, ирисы и т.д.). Интересным приемом становится изменение сечения профиля при пересечении прутков, а также постоянное перетекание различных элементов друг в друга. Модерн имеет целый ряд стилистических ответвлений, каждое из которых может значительно отличаться друг от друга. Часто в этом стиле оформляют кованые балконы и лоджии.

arnuvo1

Особенности стиля:

  • «биоподобные» формы
  • выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров
  • концепция «перетекающего» пространства
  • повышенная декоративность
  • пластичность форм, отсутствие прямых линий
  • восточные мотивы в сочетании с причудливыми растительными орнаментами

arnuvo2

 

Ар-деко (вариант модерна)

ardeko2Ар-деко — «геометрический» вариант модерна, противостоящий его «растительному» направлению. Для ар-деко характерны скругленные углы, строгие вертикальные линии, линейный же геометричный декор из зигзагов, кругов, треугольников, солнц. Часто встречается объединение мотивов Древнего Востока и Египта, греческой классики, цветочных и животных форм с абстрактными фигурами, наложенных на экспрессию изломанных линий. Женственное и округлое принесено в жертву маскулинному и графичному. Стиль стал очень популярен (особенно в Америке) как символ новой роскоши и до сих пор считается стилем звезд.

ardeko

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх